НЕЙРОГРАФИКА

Линия времени

И, здесь я снова возвращаю вас к нейролинии, потому что речь пойдет именно о ней, о «линии времени». Еще раз повторю, что нейролиния – это живая линия. Линия требует нашего внимания. Но, также нашего внимания требует наше тело: что мы в этот момент ощущаем? Это очень важный момент. Ощущения на уровне тела. «Что происходит у меня в теле, когда я создаю эту или другую реальность?»
Мы рисуем свои задания, свои переживания… Мы рисуем свои ВПЕЧАТЛЕНИЯ. И, здесь мы рисуем свои впечатления о будущем, а также можем затронуть тему прошлого, потому что «прошлое – это не то, что с вами было… прошлое – это то, что вы сделали с тем, что с вами было!» И, у многих людей есть необходимость что-то там поправить, реабилитировать.
И, третий пункт нашего внимания – это чувства. И, эмоциональный критерий для нас является ключевым, потому что именно он нам говорит, туда мы идем или нет. То, какой знак у модуля наших впечатлений определяет нашу будущую реальность.
Мы живем в мире впечатлений. У человека нет ничего, кроме впечатлений. Все остальное – химера, выраженная в словах. Слова могут быть самые разные, но они имеют значение для нас только тогда, когда у нас есть к ним какое-то отношение.
К словам «мама», «мой дом», «учитель» и т.д. у каждого из нас свои впечатления. Один очень доволен своим домом, а другой говорит, что «ноги бы моей там не было!».
Впечатления могут быть разной силы, и при этом они могут быть как положительные, так и отрицательные.
Каждый человек несет внутри себя содержание своего впечатления. Но, это впечатление по модулю (в математическом смысле, если вы помните, что такое модуль). Один человек может сказать: «Спасибо, мама, что ты меня воспитывала. Благодаря тебе я стала пианисткой… Свободно говорю на английском и т.д.!» И, такой человек искренне рад той форме воспитания, которая у него была. Другой человек может сказать: «Меня «мучили» музыкой… Ненавижу пианино…»
То есть, у нас есть содержание впечатлений от отношений с мамой. А, дальше есть модуль… И, если у нас есть интенсивность переживания, например, условно 80 единиц, по шкале стрессовых ситуаций Холмса и Рэя – сила нашего переживания – и у него есть негативный модуль, то мы будем неосознанно стараться повторить это переживание. Вот где находится проблема…
Почему человек стремится повторить негативное переживание? – На самом деле, не имеет значения, негативное оно или позитивное. Человек просто всегда стремится повторить самое сильное впечатление в жизни, потому что человек – суть существо впечатлительное. Человек живет на эмоциях. Когда у него низкий уровень эмоций, человек говорит: «Я выгорел! Мне скучно! Мне тоскливо! Мне уныло!» И, в этот момент качество жизни человека, с точки зрения материи, никак не возвращает человека к жизни, и не дает ему качества жизни, если у него нет силы впечатлений. Поэтому, как только у человека появляется возможность, он сразу же старается это впечатление подкрепить…
Мы нуждаемся во впечатлениях зачастую для того, чтобы подтвердить что «Да, я живу!»
Самым сильным стимулом к жизни является самое сильное впечатление жизни.
Почему люди, прошедшие войны и вернувшиеся к мирной жизни, продолжают жить прошлыми переживаниями? Почему многим из них трудно жить дальше? Они все время собираются своими группами, вспоминают, обсуждают произошедшие с ними события… Да потому, что они почти каждый день видели смерть, переживали потери… Это крайне сильные впечатления. Позитив может быть только один – выжил!
 Впечатление определяет переживание!
В этом смысле у каждого из нас ровно то будущее, которое определено суммой впечатлений. Более того, мы все время стараемся воспроизводить самое сильное впечатление именно потому, что оно нам дало самое сильное переживание. Даже отрицательное, потому что для бессознательной части нашей психики нет никакой разницы, положительное оно или нет. Это наше сознание оценивает: это – хорошо, а то – плохо. А, для бессознательного все хорошо, потому что мы живы, мы там мобилизовались, получили какой-то опыт, мы там честно страдали и плакали… У нас было что-то живое. И, если наше переживание было связано с потерей, то мы потом начинаем воспроизводить эту потерю раз за разом, чтобы вернуться к сильному переживанию. Если сильное переживание связано с конфликтом, мы будем воспроизводить конфликт, чтобы вернуться к этому переживанию. Чтобы говорить в каждый момент своей жизни: «Я живой! Потому что если у меня нет никакого переживания, я вроде как не существую!»
Человеку, который пережил сильное негативное переживание, очень не просто строить позитивное будущее, потому что у них бессознательно давлеет мысль, что «хорошо там, где плохо».
На вопрос: Что такое нейрографика? – можно ответить так: Это организация впечатлений! И, критерием работы будет являться то, какое ощущение и какое новое чувство вы испытываете. «Какое впечатление я получаю по итогам каждой работы?!»
И, в этом смысле, когда мы ведем нейрографическую линию, то мы ее ведем намеренно там, где неудобно, потому что наша задача: войти в зону дискомфорта, там что-то сделать, и изменить модуль… Чтобы то, что до этого было отрицательным впечатлением, получило совершенно другое качество. И, тогда мы говорим, что преодоление границы между негативом и позитивом является трансформацией.
Например, возьмем тему «Бизнес». Человек создал компанию, много работал, потратил огромное количество сил на то, чтобы заработать деньги, договаривался с поставщиками, с клиентами… И, в итоге… обанкротился… У него просто накопилось огромное количество впечатлений на тему «Бизнес». И по факту дохода, он на данный момент может находиться в минусе, но энергии в этом месте у него много. Наша задача: взять эту отрицательную энергию и трансформировать ее в плюс. Как пузырьки воздуха поднимаются со дна на поверхность.
И, при этом, нам не надо копаться в деталях. То есть, если бы, как психологи, работали с его сознанием, с паттерном мышления, то мы бы разбирались в словах, разбирались в деталях, в ситуациях… «Вот клиент, вот вы… Вот они сказали…» Мы бы могли завязнуть там надолго… Разбирать, что и как он делал не так, как «банкротился». В нашем случае, мы, совершенно экологичным образом, организуем работу с впечатлением.
Кто в наших русских народных сказках является «национальным героем»? – Правильно, Иван-дурак. Но, на самом-то деле, Иван дураком никогда не был… Он совершенно позитивный человек, несколько наивный, но добрый и открытый… Наш национальный герой – это человек, который живет через позитивное впечатление, которое у него не испорчено ни отношениями с братьями, как в «Коньке-горбунке», ни отношениями с Кощеем или с царем, как в других сказках… Отсюда у него все складывается, потому что достаточно верит в чудо… И, невозможное становится возможным. Это прекрасный посыл о том, как устроено чудо.
А, у нас как раз есть инструмент трансформации накопленного негатива в позитив. Сила впечатления определяет силу переживания. Качество впечатления определяет качество переживания. И, в этом смысле у нас появляются две задачи: с одной стороны постоянное расширение силы впечатления, а с другой стороны борьба за качество этого переживания.
Какие выводы можно отсюда сделать?
• Впечатления нам важны.
• Впечатления определяют наши выборы и наше понимание момента.
• Накопленные впечатления – это то, к воспроизводству чего мы стремимся в будущем. Накопленные впечатления, как внутренние, так и внешние, определяют наше движение в будущем.
Кто хоть раз поднялся в горы и пережил сильное впечатление по этому поводу, того снова будет тянуть в горы. Кто пережил любовь, тот будет стремиться снова пережить любовь. Кто пережил страдания, того тянет в страдания, если сила страдания была сильнее, чем сила любви. Хуже, когда любовь и страдания смешаны между собой, потому что тогда человек стремиться к любви, чтобы потом снова пережить страдания. Терять больнее, чем обретать… Увы!
Большинство психологических практик созданы для того, чтобы негативное переживание перевести в нейтральное. Мы говорим: «Меня это больше не волнует!» Мы переводим минус в ноль. Изменить минус на плюс – это уже не психологическая практика, скорее всего, духовная.
Когда мы говорим, что время обладает линейной характеристикой, мы не полное представление получаем о времени. Время бывает социальным. Время бывает цикличным. Время бывает политическим, мифическим, эпохальным… Например, мы говорим: «Время Петра Первого!». Или: «Время моего детства!» Мы можем большие участки времени неравномерно делить между собой… Например, «время, которое было до того, как я вышла замуж»
Почему эта глава называется Линия времени? Потому что предполагается, что у каждого человека есть представление о том, что он двигается из прошлого в будущее. Когда мы говорим «линия времени», мы сразу делаем время пространственной величиной. Мы можем линию эту нарисовать. Мы можем ее положить на плоскость, задать траекторию, направление, а, значит, смысл.
Вы согласны с тем, что направление вниз по смыслу сильно отличается от направления вверх?

Чем отличаются эти линии? – Синяя линия нисходящая, красная – восходящая. Что это означает по смыслу? – Взлет и падение. При этом, мы не говорим, что какая-то линия плохая, а какая-то хорошая. Все зависит от того, что именно мы рисуем. Рисунок создает впечатление. И, в зависимости от того, как мы будем рисовать наше время, будет складываться наше впечатление. Поэтому, мы вводим некоторые пространственные характеристики: у нас есть вертикаль, и есть горизонталь.
Наша психика так организована культурно, что все, что выше, оно по факту выше. У нас есть предположение об иерархии, о высотах, о низинах… Если мы рисуем линию социального статуса, и она у нас идет вниз, то, может быть, для нас это не есть хорошо. Хотя если человек вышел на пенсию, то ему необходимо сделать линию нисхождения социального статуса. Например, человек последний десяток лет работал директором крупного предприятия. Вышел на пенсию, и не знает, как ему теперь жить, как снять с себя этот статус… В этом случае, нарисовать линию постепенного нисхождения – очень благородная миссия для него.
Или, другой пример нисходящей линии: отпустить выросших детей «на волю»… Дать им возможность жить собственной жизнью. Перестать быть «хлопотливой матерью» – нисходящая линия, и вернуться в статус «любимой жены» – восходящая линия.
Поэтому я всегда говорю, что у линии времени есть характер. И, этот характер связан с одной стороны с пространством, а с другой со смыслом: какой смысл мы вкладываем в линию времени.
У древних греков было два слова для времени: Хронос — касается хронологической последовательности или времени прошедшего и все пожирающего (имеет количественный характер); Кайрос — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно, и поэтому им очень трудно воспользоваться (имеет качественный характер). Кайрос обращает внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха.
Хронос. Этому сквозному течению времени нас учат еще со школы. Приходить во столько-то, уроки идут столько-то, обед во столько-то. Ну, а потом на секцию во столько, домашние задания во столько-то и спать во столько-то. И для того, чтобы овладеть навыками хроноса больших усилий не требуется: нужно быть линейным, четко расписывать планы и календари, и быть дисциплинированным, приучить себя к порядку. А вот кайросу обучаться сложнее…
Кайрос. У древних греков Кайрос – это Бог счастливого мгновенья. Он обращал внимание человека на тот момент, когда нужно действовать, когда нужно решать, а не смотреть на часы, чтобы добиться успеха или победы. Он на всех барельефах изображался лысым с одним локоном волос, только за который можно было ухватить неуловимого в нужный момент. В руках он держал весы, что символизировало справедливость, ведь счастливым случаем мог воспользоваться каждый, но каждый хотел.

Что такое Кайрос в нашей жизни? Это просто — благоприятный момент для действия. Например… Вы – опытный студент на экзамене (4-5 курс). Вы понимаете, что не всегда успешная сдача на положительную оценку зависит от знаний. Есть факторы: вопросы, шпаргалки, время сдачи, преподаватель, усталость преподавателя или его занятость, количество сдающих экзамен и даже погодные условия можно учитывать. Вы в голове все эти факторы суммируете, и идете отвечать на билеты именно тогда, когда это нужно….и не минутой позже.
Задача, которую ставит нейрографика перед собой, это увязать личный кайрос с хроносом, чтобы противоречие между ними пропало.
Линия времени может нести разные смыслы. У каждого контекста жизни будут совершенно разные линии. Линия здоровья будет очень сильно отличаться от линии материального благополучия. Нейрографика дает нам уникальную возможность продиагностировать линию, которая есть, и создать новую линию, которую хочется вместо этой.
Что мы получаем, когда рисуем время? И, в чем поразительный эффект нашего рисования?
У каждого проекта есть начало проекта, процесс его реализации и конец… У каждого человека есть начало жизни, процесс жизни и финал жизни… У человека есть такой догмат смерти, что все закончится плохо, или ничем… Иногда, это приводит человека к бессмысленности всего… «Ради чего жить и что-то делать, если все закончится ничем…» Но, когда мы позволяем себе рисовать линию времени, то у нас получается парадоксальная вещь: на картинке мы одновременно можем свети начало жизни и финал жизни… И, начало жизни никуда не девается в процессе движения. На одном листе, на одной картинке мы можем связать смыслы рождения и финала. Мы на картинке можем связать прошлое и будущее, что не можем связать в одном предложении. Сама линейность текста идет от начала до конца. Как только мы ставим точку, это как метафорическая смерть. Конец… Финал… А, на картинке мы «говорим», что все существует одновременно. Через рисование времени у нас появляется реабилитация жизненного процесса, как значимого. На картинке у нас умещается и смысл рождения, и смысл смерти… И, более того, мы способны предать этому характер.
Когда мы на картинке сводим воедино начало, процесс и финал, мы можем получить целостное представление о каком-то этапе времени.
У каждого человека есть свое впечатление о том, что такое жизнь и что такое смерть. Это «ВПЕЧАТЛЕНИЕ» равно сумме «впечатлений». Вы увидели где-то трагическую смерть, у вас появилось впечатление… По телевизору показали трагическую гибель людей, у вас снова что-то запало, какое-то впечатление. Вы узнали, что ваша бабушка умерла в возрасте 35 лет, и оказывается, в вашей семье есть какие-то наследственные заболевания – снова впечатлило. Что с этим делать? Как с этим работать? – Рисуйте круги! Это возможность быстро прийти в себя.
Напоминаю о том, что мы живем в мире четырех фигур: круг, треугольник, квадрат и линия. Все остальное – это комбинация этих фигур. И еще хочу напомнить, что в пространстве и времени мы всегда создаем композицию.
Чтобы практически узнать, как рисуется Линия времени и каков алгоритм работы, вам нужно будет посетить практический семинар на эту тему, так как здесь столько нюансов и особенностей, что все их в одной книге не описать. А, «Дьявол, как говориться, в деталях!»
У меня уже есть достаточно практического материала собственного, плюс, результаты коллег-психологов, которые включили нейрографику в свою практическую деятельность, где говорится о том, что с помощью этого прекрасного метода их клиенты не только решают какие-то свои личностные проблемы, но и достигают чего-то определенного. «Задумала – Нарисовала! – Воплотилось!» Это очень радует.

Читать далее

Индивидуальная консультация

WhatsApp chat

Предпочитаемая дата консультации*

*Поля, помеченные звездочкой обязательны к заполнению